пятница, 25 июля 2014 г.

В ходе выполнения исследований по Гранту РГНФ нами была проведена работа по изучению отечественного и зарубежного опыта создания и введения портфолио на базе веб-технологий.
К настоящему времени существует несколько подходов к ведению портфолио:
1. Создание сайтов, на которых выкладываются основные работы автора. Есть возможность обратной связи. Технологически это могут быть самые разные разные инструменты для Сайтостроения от простейших и бесплатных, до созданных профи, со своим доменным именем, установленном на своем сервере или у хостера. И студенты и педагоги используют этот подход. Учителя даже ухитряются на
свои сайты тесты и задания размещать.
Второй подход к созданию портфолио - это конструкторы электронного портфолио для учителей. Обычно это уже регламентированные поля для заполнения (инфоблоки). Большая часть информации открыта. Для детей не подходит. Удобно использовать в момент аттестации учителя.
Третий подход, который сейчас особенно развивается - создание портфолио в специализированных социальных сетях. Есть сети для учителей, для дизайнеров, для ИТ специалистов, для моделей.
Среди учителей (но не среди педагогов вузов) образовательные сети пользуются популярностью. Главная задача - общение, обмен разработками, представление своих результатов. Есть возможность собрать свои достижения в одном месте и систематизировать. Учеников в этих сетях нет.
Некоторые школы и вузы размещают портфолио наиболее успешных учеников, студентов, педагогов, классов или учебных групп на своем портале. Это очень распространенная практика. Вузу есть чем гордиться, работодатели видят соискателей во всей красе. Студент может найти работу, которая соответствует его уровню. Минус один: после окончания вуза студент сразу или через некоторое время теряет возможность вести это портфолио (да и интерес). Это портфолио ему уже не принадлежит!
Но .... портфолио - это не только копилка достижений! Это педагогическая технология, которая необходима для оценки образовательных достижений, диагностики динамики этих достижений, личностных особенностей, предпочтений и интересов, проблемных зон. Это инструмент для проявления рефлексии и антиципации, для построения индивидуальной образовательной траектории.
Когда наша команда приступила к работе над проектом 4portfolio.ru, мы точно знали, что необходимо ориентироваться на основные достоинства этих подходов и следует избежать перечисленных выше недостатков.
Поэтому мы создавали социальную сеть, которая позволила бы реализовать не только вариант портфолио - копилки, но и технологию ведения портфолио. Разнообразие возможностей должно быть доступно в освоении и использовании даже ребенку.
Веб-портфолио в нашем понимании включает в себя: портфолио в виде страничек сайта (личное, достижений, документов, отзывов), закрытое интернет пространство для хранения файлов всех форматов, инструменты для создания резюме, записных книжек, планов, ведения записей. Но главное - все сайты - портфолио установлены на одной платформе. А это значит, что в одном пространстве размещены портфолио обучаемых (от дошкольника до студента), педагогов и профессионалов.
Портфолио можно вести непрерывно, оно не привязано к ОУ, но с сайта школы или вуза может быть ссылка на портфолио учеников, учителей, классов, учебных групп. После окончания школы/вуза ссылка удаляется, а портфолио остается у владельца.
Портал можно использовать в качестве образовательной платформы для размещения результатов учебной, научной, проектной деятельности и пр. Есть возможность интеграции с moodle через iD студента. На каждой страничке портфолио можно писать отзывы, обмениваться мнениями, вести дискуссию. Есть возможность для рефлексии и антиципации.
Удобно проводить проекты и исследования, размещать материалы для дистанционного, смешанного обучения, перевёрнутый класс. Особенно актуально для школ, которые не могут позволить себе LMS.
Еще одна особенность - выделение минисоц сети для организации с передачей прав администрирования и модерирования общения в чатах и форумах. Это позволит контролировать безопасность представления данных учениками и расширит пространство для общения и информационного взаимодействия между учениками, педагогами, родителями, администраций.
Об этом и многом другом я рассказываю на открытых вебинарах. Приглашаю! Сегодня 25 июля два вебинара, а потом перерыв до конца августа. Приглашаю! Ссылки на первой странице сайта 4portfolio.ru в разделе "Вебинары".
Очень хочется обсудить вопросы ведения веб-портфолио с коллегами!

2 комментария:

  1. Уважаемая Светлана Валерьевна! Читая эту публикацию и особенно слушая Вашу беседу с Иваном Травкиным, понял, что основная моя проблема - научиться пользоваться 4portfolio.ru Только после этого смогу увлечь этим преподавателей и студентов. Много лет я внедрял "дневник творческих достижений студента" в бумажном варианте. Теперь надежда на Ваш вариант вэб-копилки достижений.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Всегда готова ответить на Ваши вопросы.
      Только что закончила проводить вебинары в летней школе тьюторов. Следующий набор в конце августа.
      Сейчас делаю видеоролики по использованию платформы.
      На самом деле все очень просто, но интерфейс новый и поэтому идет чисто психологической привыкание. Педагоги, которые освоили - просто чудеса творят. Присоединяйтесь.

      Удалить